Летние календарные обряды народа коми

Разное

Северный народ коми летом не только занимался хозяйственными делами (сенокос, сбор грибов и ягод, заготовка припасов на долгую зиму и т. д.), но и умел хорошо и весело отдохнуть.

Летние календарные обряды народа коми

После христианизации Коми края стали в основном отмечать православные праздники, хотя осталось и немало языческих пережитков. Летний цикл праздников у коми-зырян начинался с Троицы.

Троица

Летние календарные обряды народа коми

Празднование Святой Троицы проходило в конце мая — начале июня. Христианский праздник Троицы считается двунадесятым религиозным праздником и приходится на пятидесятый после Пасхи день. Троицу часто называют Пятидесятницей. Торжества в честь сошествия Духа святого на учеников Иисуса Христа — апостолов у коми были очень пышными. Следующий после Святой Троицы день — Духов день также имел огромное значение в жизни народа.
В седьмую послепасхальную неделю, в четверг или в субботний день коми-зыряне поминали усопших родственников. Сейчас его обычно совмещают с самой Троицей. Раньше в этот день ходили на кладбище, к могилам предков. С собой нужно было непременно взять угощение: рыбник, мясо, яйца или другие яства. Еда должен быть теплой, чтобы души усопших чувствовали пар, символизирующий теплоту мыслей о покойном. В маленькую ямочку на могиле наливали алкогольные напитки. В какой-то мере эта традиция сохраняется у коми и сейчас.
Непременным символом празднования Святой Троицы были береза и ветки этого дерева. Березовую поросль с зелеными веточками выкапывали в лесу и высаживали их под окнами избы. Печорские коми сажали под окошками по три саженца березы, украшали их по-праздничному ленточками и кусочками раскрашенной бумаги. Прилузские и вымские коми на Троицу сажали березку в центре села. Возле дерева молодые люди в праздничной одежде плясали и забавлялись народными играми. В сельский храм следовало в этот день принести ветки березы, освятить их и раздать друзьям или просто верующим. Освященные березовые ветви приносили и домой. Их ставили в красном углу и держали там несколько дней. Малышей любили стегать освященными березовыми вениками приговаривая: «Вырастайте, вырастайте, как березка растет».
Потом пожилые люди ходили друг к другу в гости, а молодежь шла веселиться на речной берег или сухое место на возвышенности, прогуливалась с песнями под гармошку по селу, устраивала танцы и молодецкие забавы. У коми-ижемцев в селениях по реке Усе на Троицу разыгрывали народную драму «Кострома». Ряженому Костромой навешивали пучки соломы и травы и с прялкой в руках велели садиться на чурбак. Другие участники вставали в круг и водили вокруг Костромы хоровод с песней: «Костромушка прядет, Иван-дремля дремлет. Далеко ли Кострома?». Неожиданно Кострома подпрыгивал, сбрасывая с себя наряд из растений. Все уходили в разные стороны, а Кострома старался кого-нибудь поймать.

На развитие проекта City Guide

Поддержать

Иванов день

Летние календарные обряды народа коми

7 июля по православному календарю (24 июня по старому стилю) коми-зыряне праздновали Иванов день (Иван лун). Везде в землях коми народа перед празднеством парились свежезаготовленными вениками из березовых веточек. До Иванова дня делать веники было запрещено. В свежие веники добавляли рябиновые ветки и стебли купальницы.
После банной процедуры многие шли купаться на речку. Существовала традиция ворожбы у речки по банным веникам. Их кидали на банную крышу или развешивали после банной процедуры на заборе. Недобрым признаком считалось почернение веника. Многие сельчане ходили к речке и бросали веники и воду. Если веник шел ко дну — считалось, что будет несчастье, а если всплывал — будет радостное событие. Девушки перед Ивановым днем также любили гадать и собирать лекарственные растения, а парни жечь у реки костры.
Собранные в Иванов день на лугу цветки купальницы девушки клали в рукомойники для отличного здоровья близких и хороших удоев молока у буренок. Во время сбора растений девушки пускались в пляс, а парни второй день подряд жгли костры. Причем в сам Иванов день было принять делать костер прямо в лодках и таким необычным способом кататься по реке.

Петров день

Летние календарные обряды народа коми

12 июля (29 июня по старому стилю) народ коми праздновал Петров день. В этот день заканчивался Петров пост и начинался сенокос. Святой Петр согласно библейским преданиям считался рыбаком, поэтому в этот день рыбаки начинали летний лов рыбы и обращались к святому с просьбами о хорошем улове.
Перед Петровым днем молодежь устраивала «петровщину». В складчину собирали разную еду (коми пироги, пиво, вино, сметану) и приносили в один из домов. Сметана сливалась в маслобойню, чтобы сбить масло и сварить с ней кашу. Начиналось всеобщее веселье, продолжавшееся до раннего утра. Женщины веселились отдельно от мужчин на своей «петровщине», причем пожилые женщины и девушки собирались отдельно. Они также варили кашу, проводили время на свежем воздухе группой по 5-6 человек. Затем собирались в одном месте, где начинались игры и танцы.
В Петров день женщины старались одеваться как можно наряднее. До обеда они в праздничных нарядах ходили друг к другу в гости, посещали родню. После обеда молодежь уходила в луга и там предавалась веселью. Они водили хороводы, упражнялись в забавах и песнопениях.

Ильин день

Летние календарные обряды народа коми

2 августа у коми-зырян считался последним днем лета. По старому стилю это 20 июля, когда отмечается Ильин день. У коми начиналась уборка хлебов, начинались и снимались ряд запретов. Например, до Ильина дня детям нельзя было свистеть, иначе замерзнет хлеб. 2 августа дети делали свистульки и дудки, свистели с утра до вечера. У молодежи этот праздник назывался днем свистения в переводе с коми языка.
В благодарность за будущий урожай крестьяне коми деревень закалывали скот и приносили его в жертву Илье-пророку. Мясо быков варили в общем котле, освящали с помощью ритуалов священника и предавались всеобщему поеданию. У коми, проживавших на Печоре, устраивались коллективные выезды на конях. И старики, и молодежь разъезжали по улицам сел на лошадях по десять в ряд. У ижемских оленеводов в этот день был всеобщий сбор в условленном месте, где они соревновались в гонках на оленях, пировали и потом передвигались вместе с оленями на зимовку в более южные регионы.
По поверьям коми народа, с Ильина дня начиналась осень. Уже нельзя было заготавливать березовые веники и купаться на речке. Зато с этого дня можно было начинать сбор даров леса. В этот день по приметам определяли, насколько теплой или ненастной будет наступающая осень. Коми говорили, что на Илью-пророка до обеда лето, а после обеда — осенняя пора.


Ваш комментарий пожалуйста: