Санкт-Петербург – сердце русской культуры

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург – ворота России в Европу. Он строился как другой, самый западный и вестернизированный мегаполис России, отголоски которого ощущаются до сих пор. Если в Москве преобладает дух Советского Союза и постсоветской России, то в Санкт-Петербурге – XIX век. Российская империя. Несмотря на блокаду Второй мировой войны, десятилетия коммунизма, Санкт-Петербург остался самим собой, не разрушенным и не реконструированным.
Санкт-Петербург — вечный символ русской культуры, поэтому ни одна уважающая себя российская власть не допустила его разрушения.

Центр Петербурга: музей в музее

Каждая европейская колониальная империя в XIX веке собирала шедевры искусства и гордилась ими, открывая музеи. Россия была тогда второй по величине империей, уступая только Великобритании. Таким образом, петербургские музеи являются одними из ведущих в мире.

Наиболее известен Эрмитаж, созданный в залах дворца русских царей. Единственным равным конкурентом в мире, когда речь идет о классическом искусстве, является парижский Лувр. В обоих этих музеях есть все, от египетских мумий до шедевров художников средневековья и эпохи Возрождения. Правда, коллекция Эрмитажа не достаточно хорошо сохранена: многие картины были украдены во время войн и до сих пор не возвращены законным владельцам.
Даже в Иране, в Ардебильском мавзолее, можно увидеть рядом с пустыми витиеватыми нишами надпись: «Посуда украдена русскими и увезена в Эрмитаж».

Больше всего от «советских грабителей» пострадали немецкие коллекционеры. Якобы из-за того, что Германией правил Гитлер, можно было забирать имущество простых немцев. Конечно, Советы также национализировали картины русских коллекционеров, но не все они остались в Эрмитаже — некоторые из них просто были тайно проданы Советским Союзом иностранцам в межвоенный период.

В музеях Петербурга может показаться, что Российская империя еще жива. В Музее русской этнографии также можно найти литовское, латышское или эстонское народное творчество.

Кстати, весь центр Петербурга — настоящий музей под открытым небом. Не какие-то деревенские музеи, а великолепные дворцы: военные здания, такие как Адмиралтейство, не уступают царскому дворцу. Петропавловская крепость недалеко от центра города и Кронштадт, целый царский мореходный городок на острове, преграждавший неприятельским флотам путь к Петербургу.

Это «сработало» отлично: гитлеровцы захватили Петербург в 1941-1944 годах, горожане были осаждены, но так и не взяты, а рассказ о смертоносной блокаде стал своеобразным героическим эпосом русского народа.

Самые красивые дворцы находятся в пригородах Санкт-Петербурга

После того, как Эрмитаж был заброшен, цари переехали в другие, еще более великолепные дворцы в пригородах Санкт-Петербурга. Самые известные из них – Петергоф, “Версаль России” с его великолепным парком вдоль Финского залива, и другие, такие как Царское Село, Павловск и Гачина.

На самом деле, многие дворцы имеют несколько названий. Петр Великий и другие русские цари были настолько очарованы Западом, что даже окрестили свои города и дворцы на нерусских языках. Взять хотя бы сам Санкт-Петербург – ведь “-бург” по-немецки означает “город” (по-русски было бы “город” или “-град”).

Но по мере того, как Россия вступала в конфликт с Германией в XX веке, названия размывались. Таким образом, в 1914 году Санкт-Петербург стал Петроградом, а Петергоф – Петродворцом. А после того, как коммунисты свергли царя, названия мест, связанных с монархией, были стерты с карт. Петроград был переименован в Ленинград в 1924 году, Царское Село (“Царская усадьба”) – в Пушкин.

На развитие проекта City Guide

Поддержать

Жители самого Санкт-Петербурга (Ленинграда) сумели сохранить интеллектуальный царский дух даже в советское время, и на референдуме 1991 года, когда Советский Союз распался, 54% голосов было отдано за немедленное восстановление старого названия города. Традиционный пример, приводимый для того, чтобы подчеркнуть особую любознательность петербуржцев, – круглосуточные книжные магазины; я видел один из них своими глазами.

Между тем, жители убогих окрестных городов и деревень были гораздо более социализированы. Именно поэтому окрестности до сих пор называются “Ленинградской областью” (хотя ее уже почти 30 лет как нет). Другие советские названия остались в довольно широком употреблении в пригородах Санкт-Петербурга.

Самые величественные русские православные церкви в мире

Санкт-Петербург, конечно, является российским городом, поэтому десоветизация там была ограничена. В городе до сих пор стоят памятники Ленину, а улицы названы в честь коммунистов. Большинство людей живут в общежитиях, а некоторые из хороших квартир в центре все еще являются коммунальными: их национализировали советские власти и выдавали по одной комнате на семью. До 68% ленинградцев жили в одной квартире в период между войнами, но сейчас их уже не так много, потому что комнаты, которые выдавались, со временем были раскуплены и отданы “новым русским”, которые могут и хотят иметь, скажем, семикомнатную квартиру.

В отличие от Москвы, в Санкт-Петербурге мало коммунистических достопримечательностей (самая известная – “Крейсер Аврора”, которая произвела первый выстрел коммунистической Октябрьской революции). Гораздо важнее православные церкви: в конце концов, православие было государственной религией империи.

Исаакиевский собор (1858) – самая большая православная базилика. Самой богато украшенной является русская романская православная церковь Воскресения Христова (Храм на Крови Искупителя), построенная на месте, где в 1881 году был убит царь Александр. И, пожалуй, самым священным является Казанский собор (1811), где хранится самая известная икона во всей России (Казанская Богородица). Сегодня, после десятилетий советского атеизма, Россия возвращается к вере, Исаакиевский собор был возвращен верующим в 2017 году.

Легенды Петербурга

Правда, некоторые фантазии “провинциальных интеллигентов”, приехавших в столицу Российской империи, до сих пор будоражат воображение путешественников. Одна из них – “Белые ночи”, когда, по словам старожилов, в июне и июле якобы “светло всю ночь напролет”.

Настоящие “белые ночи” можно встретить на севере, скажем, Норвегии или Финляндии. Но, конечно, во времена Российской империи все было иначе – люди мало путешествовали, Санкт-Петербург для многих был самым северным местом в их жизни, и так родилась легенда о “белых ночах”.

Еще одна легенда Санкт-Петербурга гласит, что город является “Северной Венецией”. Да, в его центре много каналов (точнее, русел Невы) и (разводных мостов), но еще больше широких улиц, а движение осуществляется на автомобилях и метро, а не на лодках.

Сердце имперской культуры, тогда и сейчас

Но даже без этих легенд Санкт-Петербург остается действительно интересным городом, полным мест, которые стоит посетить. Великий памятник эпохи империй (18-19 века), когда европейские державы делили между собой мир.

После распада Советского Союза Санкт-Петербург некоторое время пребывал в упадке. Население Москвы продолжало расти, в то время как население Санкт-Петербурга сокращалось – сейчас Москва обогнала его в два раза. Но сейчас Санкт-Петербург восстановился, и даже Конституционный суд России переехал туда, что означает, что город вновь обрел атрибуты столицы. Его дороги и инфраструктура также были улучшены – один только новый искусственный переход длиной ~20 км через Финский залив и остров Кронштадт (западный обход Санкт-Петербурга) чего стоит.

Таким образом, в Санкт-Петербурге эпоха империй жива не только в камнях или искусстве, как в Париже, она жива в сегодняшнем развитии, в людях. В конце концов, другие европейские империи рухнули, колонии распались. Только Россия по-прежнему контролирует четыре пятых всех земель, завоеванных во времена империи: Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, и националистические настроения такие же, как в 18 или 19 веке, поощряя расширение и увеличение границ, различные “Геополитические игры” против других мировых держав.


Ваш комментарий пожалуйста: